Анализ маржи
Блог Никсейл
Ноябрь 2016
Анализ маржи

Снимок экрана 2016-11-17 в 18.38.17.png

В наши дни каждый сотовый оператор переживает тяжелые времена. Никогда еще рынок сотовой связи не был таким насыщенным. Количество активных номеров зачастую превышает население страны. Over-the-top игроки агрессивно отвоевывают рынок голосовых услуг и SMS. Рост курса доллара на территории СНГ влечет за собой рост капитальных и операционных затрат. Акционеры же требуют ежегодного увеличения дивидендов. 

В эти не легкие времена вопрос максимальной эффективности сервисов встает на первое место. И одним из основных инструментов для достижения этой цели является анализ маржи.
Задача анализа маржи сама по себе не нова, и на первый взгляд не представляет особой сложности. Нужно взять выручку, отнять от нее сумму всех расходов и вот она, маржа. Кажется, что для решения этой задачи достаточно таблиц Excel. Но практика показывает, что даже у не большого оператора необходимо учесть такой объем данных что их ручной сбор и обработка потребуют так много времени что на момент получения результата информация потеряет актуальность. Не говоря уже о том, что добиться необходимой для понимания проблемы гранулярности будет практически невозможно. Поэтому нужен новый подход в процессе расчета маржи. Но обо все по порядку. 

   Получить точные данные по марже не простая задача. Для этого нужно учесть множество факторов таких как:
  • мультипакеты услуг, где абонент получает пакеты нескольких различных услуг за единую плату;
  • услуги с общим пакетом для нескольких устройств;
  • особенности выставления счетов абонентам постоплатной системы расчетов;
  • степ-тарификация контент провайдеров (например, чем больше SMS, тем ниже стоимость каждого сообщения);
  • преференциальные роуминговые тарифы;
  • не прямые расходы, такие как рекламные затраты, себестоимость оборудования, вознаграждения дилеров и т.п.
  • и много другое.

Для работы контролю необходимо получать и анализировать данные из множества источников.  На нашей практике наиболее пригодными для решения этой задачи были хранилища FM&RA  подразделений, т.к. именно в них содержалась практически вся необходимая информация в очищенном и нормализованном виде. 

   При этом, в отдельных случаях, актуальная информация для расчета маржи может появляться спустя значительное время после совершения события. Так, разрабатывая контроль маржинальности для FM&RA подразделения одного из мобильных операторов, мы столкнулись с тем, что льготные тарифы взаиморасчетов с операторами, входящими в группу компаний, за текущий месяц становятся известны только в первых числах следующего. В связи с этим было принято решение о ежемесячном пересчете стоимости звонков, совершенных в сетях связанных операторов.

     Современная система контроля маржи должна отвечать множеству критериев. Во-первых, данные по марже должны быть представлены во множестве разрезов таких как регионы, роуминг-партеры, партнеры интерконнект, контент провайдеры, вид сервиса, направления вызова, тарифные планы, услуги, абоненты. При этом каждый высокоуровневый слой должен обладать возможностью «провалиться» на низшие слои детализации вплоть до абонента. Сверка должна проводиться в near-real-time режиме с возможностью создания алармов на основе пользовательских правил, например, отслеживать тренды и, в случае падения маржи ниже определенного порога выдавать предупреждение. И конечно же, система должна предоставлять информативные, наглядные, графические отчеты.

Снимок экрана 2016-11-17 в 18.50.06.png


     Правильно разработанная система может быть полезна финансистам, маркетологам, FM&RA специалистам и другим подразделениям оператора. Каждый найдет в ней что-то для себя. Финансовый блок может найти возможности для снижения расходов. Маркетологи смогут определить области, обладающие потенциалом развития, оценить имеющееся пространство для маневров. А также увидеть детальный результат запускаемых инициатив и следующие продукты сделать еще лучше. RA подразделениям будет легче контролировать наличие профита запущенных предложений, вовремя инициировать изменения условий для недопущения потерь компании. Фрод менеджеры найдут в отчетах мошенников генерирующих и терминирующих международный трафик. 

Сегодня мы предлагаем задуматься о том, действительно ли все ваши сервисы приносят ожидаемую прибыль и достаточно ли эффективны методы контроля маржинальности, которые вы используете? 

Автор: Рустам Носов

  • Facebook
  • Вконтакте